Ребенок не хочет учиться — что делать? Советы психолога
Что ученье – свет, никем не оспаривается. Но когда продолжение пословицы превращается в ее антивариант «учеба – мрак», это заставляет задуматься. Причин безразличия, а иногда и антипатии к учебному процессу у детворы бывает десятки, – важно вовремя их проанализировать и положение исправить. Потому что чревато оно не просто отказом делать уроки и плоховатыми оценками, а нервными срывами и затяжной депрессией.
Ребенок не хочет учиться: причинно-следственная связь
- Не лежит душа
Доставшийся личности дуэт-набор «интеллектуальный потенциал + творческие задатки» – фактор хоть и условный, развиваемый, но очень значимый. Уже на «младшешкольной» стадии можно отличить мечтателя-романтика от исследователя-аналитика. Из группы первых выходят впоследствии художники, музыканты, поэты и артисты. Вторые пополняют ряды ученых, инженеров, экономистов и политиков. Каждому – свое.
А теперь представьте, что будет с малышом с яркими художественными способностями, но без тяготения к точным наукам, если его отдадут в гимназию с математическим уклоном? Такой ребенок вряд ли продемонстрирует успешное освоение предметов, далеких складу его ума. Вот почему задача выявить своевременно профориентационную струнку отпрыска для мам с папами приоритетна. Они знают свое дитя лучше остальных.
- Гиперконтроль – это плохо
Обязанность учиться не предполагает стойкого стремления старших следить, тратится ли время на «ничегонеделание». Расслабиться ученику надо – хотя бы на час-полтора после последнего звонка. Без напоминаний о долге-заданиях-оценках. Проверка дневника, приказ «подтянуться», обвинения в «лени-матушке» школьника скорее озлобят, чем повысят тягу к науке и расширению кругозора. Выбрать хобби или погулять, ребенок определится сам.
- Бесконтрольность – «глубокий» минус
Отсутствие контроля как результат занятости родителей усугубляет ситуацию: ребенок не то что не хочет учиться – он не овладел опытом самоорганизации собственного времени. Детишек, не приученных к элементарному режиму «с пеленок», трудно перевоспитывать. В 6-7-летнем возрасте чувство ответственности за обязательность и качество выполнения учебных заданий формировать поздновато: его прививают дошкольникам.
- Комплексы и школьный дискомфорт
Внешние, речевые дефекты напрягают, провоцируя страх выступления: из-за насмешек одноклассников и замечаний учителя ребенок нервничает, отказывается отвечать. Комплексуют не только робкие и оттого «тормозящие» дети – это свойственно и гиперактивным непоседам: у них слово-эмоция-действие опережают мысль и выглядят неадекватно. Спорт, творчески-развивающие секции – выход для детишек, не вписывающихся в привычный формат.
- …И еще «букетик» тенденций
Здесь имеет смысл «задействовать» педагога-психолога – специалиста по школьно-учебным конфликтам. Стыдиться такого советчика нечего: морально-психологические проблемы изжить куда важнее мнения подруг-приятельниц и предрассудков родственников. Ребенка надо выручать, причем грамотно, быстро, используя максимум возможностей. Тактику подскажет диагноз, к типичным первопричинам которого отнесем:
- неблагоприятную семейную атмосферу (разногласия, развод родителей), превращающую дитя в замкнутое, раздражительное существо;
- неудачное окружение – в виде негативно мотивированного сообщества друзей, нарушать «устав» которого он считает предательством;
- зависимость – от желания гулять со сверстниками (в младших классах) – до игровой, компьютерной и связанной с нездоровыми привычками (у старшеклассников).
Разобраться с корнями того, почему ребенок уклоняется от учебы – значит создать платформу, оттолкнувшись от которой справиться с нарушениями удастся. Без ругани, истерик и наказаний типа ограничений в отдыхе, запрета общаться с приятелями, грубых силовых мер. Разумный выход есть – останется разработать стратегию борьбы за будущее сына/дочери.
Как заставить ребенка учиться: советы психолога
Общих рекомендаций немного, но они весомы.
- Если предмет неинтересен, но числится в базовых, стоит продумать методы «облачения» его в увлекательную форму. Стимуляция любознательности, поощрение словом, умное взращивание заинтересованности в конечной цели – знании основ и занимательных деталей «трудной» дисциплины – правильная политика умелых родителей-наставников.
- Умение сгладить переход от традиционного предметного списка к расширенному (в 9 лет, на «выпуске» из начальных классов) – лучшее направление «взрослой» поддержки. Объяснить мальчику/девочке, ради каких целей-благ-удовольствий имеет смысл приобретать знания – святой родительский долг. Не обойдя при этом вопрос о притягательности людей-интеллектуалов, полезных обществу.
- Окружить ребенка-школьника любовью и вниманием, убедить его в готовности выслушать-понять-помочь означает настроить на честность внутри группки «папа-мама-ребенок». Говорить не только об успехах, но и о промахах рассчитывающему на понимание легко. Не ругайте малыша за слабые отметки, не унижайте сравнением с другими. Помогите ему до них дорасти – не обязательно в той же области.
- Не пренебрегайте потребностью маленького человечка в отдыхе и личном времени. Заметили признаки физической усталости – минимизируйте круг его ежедневных занятий. Спортсекции, музыкально-художественные кружки подождут – пусть объект окрепнет морально, наберется сил, преодолеет неуверенность. Если, конечно, вне любимого дела школьник свою жизнь не мыслит.
Из частного свода советов-подсказок остановимся на наиболее существенных.
«Выдохнуться» можно не только физически, но и умственно, эмоционально. Устал ум – рассеянность, отторжение новой информации, невозможность сконцентрировать внимание возникнут непременно. Лечится это прогулками, физкультурой, танцами. Истощен эмоциональный запас – появятся разлад сна и вялость. Лечат такое сеансами радости – от похода в кино до выезда в лес, совместного сооружения шалаша в саду, строительства авиамодели.
Контроль-проверка успеваемости и запугивание – вещи разные. Как и жесткое требование исправиться и «участливое» намерение взвалить на себя часть функций своего чада. Бояться показать дневник даже явно отстающий ребенок не должен. Если такое бывает, виноваты вы: озадачились не причиной неудач, а лишь итогом обучения. Ждете хороших результатов – начните с воспитания чувства ответственности и привычки не бросать на полпути начатого.
Оба навыка прививаются постепенно – сразу такое не получится. Подбадривать малыша-подростка-юношу надо за малейшее продвижение вперед. Ощущение, что от него ждут прогресса, пусть и небольшого, его окрылит. На него надеются, ждут помощи – и он выложится, стремясь оправдать доверие. Не вмешивайтесь в процесс – предоставьте ему шанс самостоятельно довести дело до конца. Чтобы себя зауважать и захотеть «поднять планку».
Но не заменяйте счастье побороть собственную неуверенность и приступы лени материальным стимулом. Посулы, подарки, игра в «оценки за награду» – тактика, не приводящая к настоящему успеху. Искреннее «Мы тобой гордимся» – самое высокое и «сердечное» вознаграждение для ребенка-победителя. За честный труд.
Опубликовано: 31 мая 2017
Комментарии [0]